Главная » Психология » Как научиться эмпатии

Как научиться эмпатии

Что такое эмпатия и зачем она нужна?

Эмпатия — это способность распознавать и сопереживать эмоциональному состоянию других людей. Способность поставить себя в положение другого человека и принять его образ мышления. Она важна в контексте социальных взаимодействий. Эмпатия также связана с формированием личности и эмоциональной зрелостью в молодом возрасте. Откуда возникает эмпатия? О чем может свидетельствовать отсутствие сопереживания?

Слово «эмпатия» является общеизвестным, однако понимаем ли мы, что значит быть эмпатичным человеком? Греческое слово «emptheia» означает «страдание». В психологии термин эмпатия относится к способности замечать и сопереживать эмоциональным состояниям других людей. Сочувствие не следует путать с состраданием.

Как научиться эмпатии

Сочувствие ставит нас выше, чем человек, которому мы сочувствуем, а сострадание — это способность поставить себя в положение другого человека.

Зачем нужна эмпатия?

На практике эмпатия является чрезвычайно важным социальным навыком. Человек со значительными эмпатическими способностями понимает свои собственные эмоции и может точно распознать эмоциональные состояния у других людей. Это благотворно влияет на понимание социальных и межличностных отношений.

Эмпатичные люди осознают чувства других людей и могут сопереживать конкретным ситуациям. Такое восприятие мира позволяет проверять собственные взгляды и допускать ошибки, а также существенно ограничивать агрессивное поведение.

Отсутствие эмпатии в социальном контексте является негативным явлением, поскольку оно приводит к безразличию, трудностям с разрешением конфликтов и в достижении своих целей.

Понятие эмпатии важно в контексте эмоционального интеллекта. Раньше интеллект интерпретировался как широко понимаемые умственные способности, к которым прежде всего относились логическое и абстрактное мышление, быстрое сопоставление и анализ фактов, эффективная обработка информации и использование знаний. Интеллект именно так ассоциируется и сегодня, главным образом из-за популярных тестов интеллекта, определяющих IQ. Несмотря на такое представление, в наши дни психология различает несколько типов интеллекта, в том числе абстрактный, вербальный или эмоциональный интеллект (EQ). Составляющими эквалайзера являются такие социальные компетенции, как настойчивость, сотрудничество, лидерство, убеждение и сопереживание.

Откуда берется способность к эмпатии?

Интересный вопрос заключается в том, почему некоторые из нас более чутки, чем другие. По мнению ученых, изучающих человеческий мозг, эмпатия является естественной чертой каждого человека, без которой мы не смогли бы построить отношения в обществе. Эмпатия позволяет удовлетворить потребность в принадлежности, которая находится в центре знаменитой пирамиды потребностей Маслоу.

Эмпатия — это способность чувствовать психические состояния других людей, а также способность воспринимать их мышление и видеть реальность с их точки зрения.

Почему у людей разные уровни эмпатии?

Психология выделяет три группы причин, ответственных за построение уровня эмпатии у человека: биологическую, психологическую и экологическую предрасположенность.

· Биологическая предрасположенность — это материал, который мы получаем от своих предков. Мы рождаемся запрограммированными на определенный уровень эмпатии, и исследователи говорят, что биологическая предрасположенность отвечает за наш уровень эмпатии на целых 50 процентов.

· Психологическая предрасположенность — это отношения, которые преобладали среди наших близких. Психологи утверждают, что эмпатические люди воспитывались не только в чувстве ответственности за другого человека, но и в осознании последствий совершаемых поступков. Люди, проявляющие более низкий уровень эмпатии, обычно воспитывались в чувстве безнаказанности и отсутствия ответственности за других.

· Экологическая предрасположенность — это факторы, которые формируют нас на протяжении всей жизни. Психология утверждает, что уровень эмпатии меняется с возрастом, и основное влияние на уровень эмпатии оказывает среда, в которой мы находимся, и преобладающие в ней принятые модели поведения.

По словам венгерского детского психоаналитика Маргарет Малер, противоположность эмпатии — эгоцентризм. Эгоцентрики ставят себя в центр мира и часто не имеют возможности принимать взгляды, отличные от своих собственных. Они не могут понять, что у других людей тоже есть чувства, они смотрят на мир исключительно со своей точки зрения и считают, что каждый должен следовать своей воле и убеждениям.

Стоит отметить, что распространенное мнение о том, что женщины являются более чуткими людьми, чем мужчины, является мифом.

Пол не влияет на нашу способность ощущать определенные эмоциональные состояния и способность сопереживать.

Ключевым вопросом здесь может быть определенная модель социальных ожиданий, согласно которой от мужчин ожидают сдержанности в проявлении эмоций.

Два типа эмпатии

Психологи выделяют два типа эмпатии:

Эмоциональная эмпатия связана с ощущением эмоций других людей. Это понимание того, что кто-то испытывает такие эмоции как боль, страдание, гнев. Человек с эмоциональной эмпатией понимает, что является причиной чувств другого человека, он может представить их, он также может сопереживать этим эмоциям.

Непосредственно в диалоге этот тип эмпатии облегчает взаимопонимание, а также, естественно, адаптацию невербального языка.

Когнитивная эмпатия — это способность воспринимать мышление другого человека и наблюдать реальность с его точки зрения. Этот навык также значительно облегчает общение с незнакомыми людьми или из других культурных групп, поскольку человек, проявляющий когнитивную эмпатию, способен адаптироваться к предположениям другой системы ценностей.

Интересно, что эмоциональная и когнитивная эмпатия как может, так и не может идти рука об руку. Мы можем понимать другого человека, его позицию и эмоции, но совершенно этих эмоций не ощущаем. Вы также можете чувствовать эмоции, но не полностью понимать позицию человека.

Эмоциональная и когнитивная эмпатия

Кто такой эмпатичный человек?

Человек с высокой способностью сопереживать нередко ставит благополучие других выше своих собственных целей. Однако такое отношение не всегда хорошо для нас. В ситуации, когда мы не можем сосредоточиться на своих потребностях, а наша жизнь — это постоянная жертва для других, мы можем говорить о разрушительном влиянии эмпатии на нашу собственную жизнь.

Исследования показывают, что многие из нас воспитываются в вине, о чем свидетельствует злоупотребление формами вежливости, начинающимися с «извините». Каждый четвертый взрослый начинает так большинство вопросов, но действительно ли мы должны извиняться за все? Конечно, нет! Такая, казалось бы, легкомысленная языковая привычка свидетельствует о нарушенной самооценке и чувстве отчуждения в обществе. Чрезмерно чуткий человек не может поставить свои потребности на первое место, и когда это происходит, его преследует чувство вины.

Пока наше сочувствие ведет к поддержке и решению проблем наших близких, все в порядке. Однако в ситуации, когда в результате чрезмерного сострадания мы берем на себя страдания и проблемы других, возникают неприятные для нас последствия.

Хотя эмпатия это способность, которая в соответствии с греческим происхождением слова, может принести нам много страданий, психологи сходятся во мнении, что независимо от того, какие эмоции нас сопровождают, все, что мы делаем с мыслью о другом человеке, является для нас самым ценным духовным опытом.

Стоит ли быть чутким или ставить исключительно свое благополучие на первое место — это индивидуальное решение каждого из нас. С точки зрения психологии, лучше всего уметь находить золотую середину, хотя, как показывает множество жизненных ситуаций — это не всегда просто.

Развитие эмпатии у детей

Одна из теорий, теория Жана Пиаже, гласит, что эмпатия является производной когнитивного развития. По словам этого швейцарского биолога и психолога, дети до семи лет эгоцентричны и не могут понять и сопереживать чувствам других людей и животных. Их эгоцентризм неосознан. Со временем они развивают свое сознание и постепенно становятся все более чуткими.

Однако многочисленные переживания указывают на то, что уже трехлетние дети проявляют эмпатичное поведение и могут распознавать и называть чувства. В 70-е гг. Хелен Борке провела исследование с участием 200 детей в возрасте от 3 до 8 лет. Эксперимент имел несколько этапов. На одном из них детям показывали разные лица и просили назвать эмоции, которые они видят. Уже трехлетние дети правильно называли эмоции, хотя чем старше был ребенок, тем результат был лучше.

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

На следующем этапе исследования дети слушали рассказы, в которых герой испытывал определенные эмоции. Маленькие участники исследования должны были назвать их или назначить соответствующее лицо, выражающее эту эмоцию. Самые молодые участники исследования и с этой задачей справились неплохо. Таким образом, результаты этих исследований противоречат теории Пиаже о том, что дети в возрасте до семи лет не могут проявлять сочувствие.

Развитие эмпатии у детей

Как научиться эмпатии?

Эмпатия является результатом нескольких факторов, о которых мы упоминали ранее. Это позволяет в некоторой степени изучить ее или, по крайней мере, понять часть механизмов, влияющих на человеческие отношения. Иногда эмпатия может вызвать какое-то событие, которое заставит нас начать воспринимать эмоции других. В развитии эмпатии также помогает приют животного. Кошки и собаки (но и другие домашние животные) безошибочно распознают эмоции своего владельца и могут научить нас тому же по отношению к другим людям.

Обучение эмпатии основывается на следующих пунктах:

1. Упражнение внимания. Наблюдайте за ситуацией и ее развитием. Наблюдайте за людьми вокруг. Как они ведут себя в определенных ситуациях. Подумайте, что чувствует человек при определенной проблеме.

2. Упражнение на слушание. Осознавайте то, что вы слышите. Сосредоточьте внимание на другом человеке, на том, какие эмоции он испытывает, что он хочет донести до вас.

3. Практика самосознания. Вы не сможете понять то, чего сами не испытывали. Учитесь идентифицировать собственные эмоции. Например, когда злитесь говорите себе: сейчас я зол. Попробуйте покопаться в этой эмоции. Точно ли это злость? Или больше огорчение или ярость? В конце статьи мы прикрепим видео психотерапевта о том, как различать свои эмоции. Это необходимо каждому взрослому человеку.

Диаграмма эмоций Роберта Плутчика

4. Практика общения. Сообщение ваших эмоций и именование эмоций других людей. Когда вы научитесь проговаривать свои эмоции близкому человеку, вести диалог в стрессовых ситуациях (ссорах, конфликтах) станет намного проще.

Сравните:

«Ты почему не вынес мусор? Сколько можно просить тебя об этом?»
и
«Я расстроена, что ты не вынес мусор. Мне грустно от того, что ты забыл об этом. Мне бы хотелось, чтобы ты был внимательнее к моим просьбам».

Какое сообщение больше настраивает на диалог и меньше на конфликт? Именно поэтому важно говорить через свои эмоции, и использовать технику «Я-сообщений».

Техника «Я-сообщение»

Эмпатия помогает во многих ситуациях, облегчает повседневную работу, позволяет наладить хорошие отношения. Она желанна во многих профессиях, где человек без сопереживания не справится.

Также стоит осознать, что человек, лишенный эмпатии или обладающий ею на очень низком уровне, может навязывать другим свою волю и не замечать, что такая бескомпромиссность является источником конфликтов и негативных эмоций.

О чем свидетельствует отсутствие эмпатии?

Отсутствие эмпатии или сочувствие на низком уровне — это явления, которые имеют разные источники. В некоторых случаях причины такого положения дел имеют основание в детстве, когда нарушаются правильные процессы, приводящие к естественной адаптации ребенка в обществе. Здесь идет речь о достаточно сложной семейной ситуации, включая частые конфликты, отсутствие чувства безопасности, игнорирование ребенком родителей или опекунов.

Аномальное эмоциональное развитие вызывают также всевозможные патологические ситуации, травмы, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Иногда факторы окружающей среды только ограничивают развитие эмпатии, но на дальнейших этапах жизни эта способность все еще может развиваться, если мы будем развивать наши когнитивные процессы и приобретать соответствующий опыт.

Отсутствие эмпатии также является одним из симптомов расстройств личности, включая нарциссическую личность и психопатическую личность. Это психические расстройства, что означает, что необразованная эмпатия также обусловлена генетической предрасположенностью. К нарушениям антисоциального характера подвержены также люди, у которых в жизни плода возникли осложнения, влияющие также на развитие мозга.

Рубрики: Психология


Мы создаем энциклопедию обучения навыкам вместе.

Если вы хотите дополнить статью или считаете, что нужно что-то изменить, напишите нам.

Написать статью

6 комментариев

Vera Eliseeva

Чтобы научиться эмпатии, нужно сначала научиться понимать себя, свои чувства, это верно сказано. Когда люди научатся идентифицировать свои чувства и проговаривать их «слвоами через рот», тогда их жизнь станет намного проще…

    Дильбарай Татиева

    ето очень тяжело. чтоб понимать свои чувства надо глубоко копать. не все хотят. но очень важно ето делать.

      Леся Кайфуша

      я очень эмпатичный человек, но в себя глубоко копать не хочу абсолютно. а поодержать и понять могу каждого человека.

NoName

Иногда бывает так, что глубоко капнешь, а что с этим делать потом непонятно)) так что прежде чем копать, подумайте, что вы потом будете делать с накопанным добром. А чтобы научиться эмпатии, нужно прежде всего слушать и слышать людей, не воспринимать все в штыки и быть готовым погрузиться в другого человека.

    Мария М.

    это да, вы правы, много психологов есть, которые раскопают травмы, а потом ничего не делают с этим добром)) и живи как хочешь.

vizeneva

научиться эмпатии невозможно, мне кажется, она либо изначально есть, либо нет совсем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.