Как научиться правильно усваивать учебный материал

Освоение школьных знаний встречает ряд препятствий, основные из которых связаны с промахами самих учеников. На примере часто противопоставляемых предметов разберем ключевые нюансы, которые стоит учесть.

Математические дисциплины

Основные ошибки и как их исправить

Игнорирование практики

Математическая подготовка, при всей специфичности, подразумевает обязательно единство теории и практики. Какими бы важными не оказались те или иные правила, необходимо учиться применять их в деле, а не только вникать в суть. Те же геометрические аксиомы не будут должным образом усвоены, если не заниматься геометрическими построениями.

Попытка использовать готовое

Неважно, списывается ли решение из популярной литературы, с какого-то сайта или у другого учащегося — это откровенно плохо скажется на дальнейшем обучении. Мозг всегда экономит усилия. И если в дальнейшем понадобится решать задачи самим, то придется весьма туго. Лучше сразу потратить побольше времени на знакомство с темой, нежели затем проваливаться на экзамене.

Как научиться правильно усваивать учебный материал

Несвоевременность и пропуски

Программы по любому предмету, в том числе и математике, составляют не самые глупые люди. Они учитывают наиболее подходящую последовательность освоения знаний. Каждый пропущенный блок скажется в дальнейшем весьма плохо — и методически, и психологически.

Спешка и переоценка своих сил, а также излишнее сомнение

Многие, кому математика дается хорошо, стремятся поскорее освоить более высокий уровень. В таком стремлении, в принципе, нет ничего плохого. Но изучать материал все же следует поэтапно. Обратное тоже верно: при грамотном подходе и должном старании любой психически здоровый человек усвоит все необходимое.

Отсутствие наглядности

Хоть математика и суха, по мнению большинства людей, но и в ней есть место «прекрасному». А именно схемам и диаграммам, таблицам и геометрическим фигурам. Умение использовать все это может не раз пригодиться впоследствии. Кроме того, почти любая задача в математике (в особенности из школьных), может быть решена различными способами, включая геометрические.

Освоить их, даже если этого нет в учебнике, очень полезно и для более глубокого понимания науки, и для большей уверенности в своих силах.

Исторические дисциплины

Этот предмет роднит с математикой, как и с другими базовыми предметами, застарелое заблуждение: можно «60-80 раз прочитать и заучить намертво».

Как научиться правильно усваивать учебный материал

Крайне важно отказаться от зубрежки и постараться усвоить взаимосвязь между разными событиями. Стоит сравнить это с расследованием: только узнав, что на что повлияло и каким образом выражалось это влияние, можно понять суть.

Почувствуйте себя детективом

Другая неявная (но оттого не менее массовая ошибка) — сведение всего к решениям и действиям выдающихся личностей. Надо всегда помнить, что решает все объективная логика «больших» процессов, и именно ее следует для себя уяснять.

Основные ошибки и как их исправить

Художественные произведения

Как бы не были хороши повести и романы, кинофильмы и спектакли, видеоигры — необходимо понимать, что там все отображено с известной долей условности. Порой она чрезмерно велика. Так, в отечественных кинофильмах, начиная еще с 1960-х годов, образ имперских времен по сравнению с реальностью слишком лощеный и благородный. В художественных произведениях достоверность часто нарушается. Да что достоверность — хронология событий бывает перекошена, а мотивация поступков многих персонажей неоправданно осовременивается авторами.

Слишком узкое или крайне широкое восприятие

Попытка трактовать все события в прошлом своей страны автономно от происходившего в целом на планете заведомо ошибочно. Но и исходить из того, что у нас тут одни варвары жили всегда/в конкретный период, а настоящие дела в других местах вершились также глупо.

Приоритетные факторы

Среди специалистов давно шли споры, что сильнее всего влияет на исторический процесс — природная среда или экономика, психология или культура. Такое противопоставление ошибочно. Выработать верное представление можно только в том случае, если учесть все эти аспекты. Так, при несомненной значимости исходной среды, очень различны способы приспособления человека к ней. Они даже порой разграничивают целые эпохи, как это было с появлением производящего хозяйства или парового двигателя. Экономические и общественные законы, в свою очередь, действуют не чисто автоматически, а преломляясь в головах людей. Да, держать все это в уме одновременно сложно, но чрезмерное преувеличение роли одного фактора только запутает и создаст проблемы.

Упор на военные конфликты

Бесспорно, они представляют собой неизменно яркую страницу истории. Однако изолированное представление о них пора отбросить. Необходимо еще «помещать в контекст» — то есть, понимать с чего все началось и к чему поэтапно привело. Очень важно думать при этом еще и об «обычных людях», а не только о властителях, крупных полководцах и дипломатах.

Нигилизм или чванство

Есть две крайности. Согласно одной, «все в отечестве нашем всегда было плохо и ужасно». Согласно другой, «мы всегда были светочем во всех отношениях». Пора отрешиться от таких подходов и рассматривать все сбалансировано, гармонично. Признать, что были как провалы, так и успехи в разное время, и оценивать их без пафоса, насколько возможно бесстрастно.

Биология

Стоит рассмотреть бегло еще один предмет — биологию.

При ее изучении делают следующие основные ошибки:

• стараются игнорировать эволюционный подход (его следует принять как данность, так как это самый обоснованный концепт);

• игнорируют одни разделы учебного курса и увлекаются другими (выдернутые из контекста, из логической цепочки знания никакой ценности не имеют);

• недостаточно внимания уделяют классификации организмов;

• не имеют достаточной базы химических и физических знаний;

• не используют таблицы, карточки, рисунки и другие методы упрощения, визуализации представлений;

• не используют потенциал документальных и учебных фильмов (пусть даже снятых 40-50 лет назад, они все равно позволяют создать общее представление);

• стремятся изучить весь материал большими кусками, тогда как вернее разбивать его на легко усваиваемые порции.

Секреты, которые помогут быстро и легко усваивать любую новую информацию

1. Представьте, как вы могли бы донести информацию до других людей. Когда мы объясняем кому-то процесс эволюции организмов, он откладывается у нас в голове надежнее и яснее, чем если бы мы просто зубрили факты. Таким способом у вас получится организовать информацию и придать ей ясную структуру, что поможет понять смысл учебного материала и запомнить его.

Почувствуйте себя учителем

2. Не спешите. Дайте информации усваиваться порционно. Если вы будете стремиться быстрее выучить материал, это приведет лишь к тому, что материал вскоре забудется.

3. Пишите конспекты от руки. Когда мы записываем конспекты — мы выделяем только самое главное, основные тезисы. Именно на основе этой структурированной информации лекции или параграфы учебников надолго остаются в нашей голове.

Пишите конспекты от руки

4. Назначьте себе «внутренний экзамен». Составьте список вопросов (если его нет в учебных материалах) и постарайтесь ответить на каждый из них.

5. Не зацикливайтесь на изученном. Если вы будете повторять вызубренную информацию, это создаст иллюзию компетентности. Повышайте сложность задач, не останавливайтесь на одном месте.

6. Не забывайте пополнять энергию. Если вы будете целыми сутками готовиться к экзамену, ваш организм быстро устанет и перестанет воспринимать даже самую легкую информацию. Поэтому обязательно следите за режимом сна, приемами пищи и регулярными прогулками. И у вас обязательно все получится!

Рубрики: Саморазвитие

Яна Железняк

Постов: 35

Ставьте перед собой новые цели, учитесь, осваивайте новые навыки, а мы вам в этом поможем!


Мы создаем энциклопедию обучения навыкам вместе.

Если вы хотите дополнить статью или считаете, что нужно что-то изменить, напишите нам.

Написать статью

3 комментария

Anna

Всегда помогает метод ступеньки. Каждый день, шаг за шагом, узнавать понемногу. Не зря же сначала учат алфавит, а потом уже читать. Представьте, что вы строите дом из знаний. Без фундамента никакие знания не уляжутся.

    Luba Spalyek

    не всегда помогает метод ступеньки! если тебе нужно выучить лишь определенную информацию, ты не будешь повторять алфавит, чтобы эту информацию прочесть. помогает действительно вникнуть и понять о чем речь. и прикольный способ еще представить себя учителем. тоже хорошо раскладывает по полочкам информацию.

      Luki

      Так если ты не знаешь алфавит, как ты прочтешь информацию? Все правильно, важен метод ступеньки. Всегда должен быть фундамент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.